Занятие 1, 16 ноября 2011г

Как подготовить современный урок

Цель: выяснить, что необходимо для подготовки к современному уроку

Мы определились, что урок , несмотря на время, остаётся уроком - формой организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, занятием по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

А так как понятие "современный" раскрывается словарём, как   стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Мы сделали вывод, что современный урок, сохраняя прежними свои структурные компоненты, приобретает лишь другое содержание, исходя из тех требований, которые предъявляет нам время.

    
Требования таковы:
·        Усиление социальной направленности, через увеличение активности учащегося на уроке.

·        Практическая ориентированность образования, через обучение в деятельности . Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других.

·        Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.  На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие

·          Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.

·        Дифференциация образовательного процесса


      На наш взгляд, для  реализации нового смысла  и назначения урока, на сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом подготовки являетеся составление технологической карты



 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. (Большой энциклопедический словарь)
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Основными блоками технологической карты являются:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции) – представляется в табличной форме

Отличие технологической карты урока:
1)  не отражает содержание учебного материала урока,
2) она составляется в виде таблицы,
3)  в ней рассматривается более подробно  по вертикали – структурные элементы урока, а по горизонтали  - методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деятельности.
Существует множество вариантов технологических карт. Мы хотим предложить следующую:
Тема урока,
№ урока по теме
Тип урока
Педагогическая технология
Цель урока
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные



Вид используемых на уроке средств, в том числе  ИКТ
Необходимое  оборудование, аппаратное и программное обеспечение


Организационную структуру урока группы участников попытались наполнить содержанием:

этапы
задачи
методы
приёмы
формы организации
средства
Организационно-мотивационный
Организация
Мотивация к деятельности
Актуализация знаний
Проблемное изложение
Объяснительно-иллюстративный
«Мозговой штурм» и другие приёмы технологии РКМЧП
Опыт
Выдвижение гипотезы
Фронтальная
Парная
ЭОР
Наглядные
Демонстрационные

Содержательно-деятельностный
Формирование  умений и навыков для применения на практике
Проблемно-поисковый
Исследовательский
Составление схем
Сравнение и сопоставление
Эксперименты и опыты
Анализ ситуации
Дискуссия
Работа со статистическими данными, опорными конспектами
Фронтальная
Индивидуальная
Все виды групповой

ЭОР
Аудиовизуальные
Печатные

Рефлексия
Подведение итогов урока
Оценка собственных приращений учащимися
Оценка эмоционального состояния учащихся

Самостоятельная работа
Методы работы под руководством учителя
«ЗУХ»
«Верю не верю»
Синквейн
«Продолжи, закончи»
Ассоциативный ряд

Индивидуальная
Групповая
ИКТ
Печатные
Аудиовизуальные


В помощь педагогам:
Домашнее задание:
Подготовить технологическую карту одного из своих уроков, в форме удобной для вас.
Желаем успехов!