Цель: выяснить, что необходимо для подготовки к современному уроку
Мы определились, что урок , несмотря на время, остаётся уроком - формой организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, занятием по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
А так как понятие "современный" раскрывается словарём, как стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Мы сделали вывод, что современный урок, сохраняя прежними свои структурные компоненты, приобретает лишь другое содержание, исходя из тех требований, которые предъявляет нам время.
Требования таковы:
· Усиление социальной направленности, через увеличение активности учащегося на уроке.
· Практическая ориентированность образования, через обучение в деятельности . Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других.
· Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество. На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие
· Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.
· Дифференциация образовательного процесса
На наш взгляд, для реализации нового смысла и назначения урока, на сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом подготовки являетеся составление технологической карты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. (Большой энциклопедический словарь)
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Основными блоками технологической карты являются:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции) – представляется в табличной форме
Отличие технологической карты урока:
1) не отражает содержание учебного материала урока,
2) она составляется в виде таблицы,
3) в ней рассматривается более подробно по вертикали – структурные элементы урока, а по горизонтали - методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деятельности.
Существует множество вариантов технологических карт. Мы хотим предложить следующую:
Тема урока, № урока по теме | |||
Тип урока | |||
Педагогическая технология | |||
Цель урока | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Вид используемых на уроке средств, в том числе ИКТ | |||
Необходимое оборудование, аппаратное и программное обеспечение |
Организационную структуру урока группы участников попытались наполнить содержанием:
этапы | задачи | методы | приёмы | формы организации | средства |
Организационно-мотивационный | Организация Мотивация к деятельности Актуализация знаний | Проблемное изложение Объяснительно-иллюстративный | «Мозговой штурм» и другие приёмы технологии РКМЧП Опыт Выдвижение гипотезы | Фронтальная Парная | ЭОР Наглядные Демонстрационные |
Содержательно-деятельностный | Формирование умений и навыков для применения на практике | Проблемно-поисковый Исследовательский | Составление схем Сравнение и сопоставление Эксперименты и опыты Анализ ситуации Дискуссия Работа со статистическими данными, опорными конспектами | Фронтальная Индивидуальная Все виды групповой | ЭОР Аудиовизуальные Печатные |
Рефлексия | Подведение итогов урока Оценка собственных приращений учащимися Оценка эмоционального состояния учащихся | Самостоятельная работа Методы работы под руководством учителя | «ЗУХ» «Верю не верю» Синквейн «Продолжи, закончи» Ассоциативный ряд | Индивидуальная Групповая | ИКТ Печатные Аудиовизуальные |
В помощь педагогам:
Домашнее задание:
Подготовить технологическую карту одного из своих уроков, в форме удобной для вас.
Желаем успехов!